I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Все, ниженаписанное, касается лишь моего восприятия этих персонажей и основано на моем понимании добра, зла, этичности и правильности поступков.

Вчера совершенно случайно вляпалась в дискуссию в дневнике Яноша, по поводу серии о Снежной Королеве - Саре Джейн. Смысл поста Яна был в том, что ему противен Гидеон и неприятен, если не сказать отвратителен, его поступок, относительно Сары Джейн. По мнению Яна, он не должен был разрешить ей умереть. Должен был доказать ее невиновность и тем самым вмешать во всю эту грязь сына Сары Джейн, который даже не знал, что его отец маньяк, садист, убивший более десяти девушек.
Но дело сейчас не в этой серии, а в том, что благодаря этому спору я поняла и сформулировала для себя, почему же Джейсон Гидеон мой любимый герой в сериале "Мыслить как преступник", кроме того, что он просто "потрясающий мужик".
Джейсон Гидеон, пусть и отстраненный, пусть несколько рассеянный и выглядящий порой "Не от мира сего" - человек, который побольше "в теме", чем все остальные в команде. Он пытается действовать не только по-правилам, но еще и правильно. Его внутрянняя мораль удивительно совпадает с моей, а потому я понимаю его больше остальных героев. Для меня их тяга "разрыть" любой ценой порой кажется неприемлимой. Один из таких ярких примеров - расследование дела из детства Рида. Да, настоящий убийца был найден и арестован... Только им оказался простой мужик, отец изнасилованного и убитого мальчика... который отомстил за своего сына. И вот, спустя 15 лет, он сядет в тюрьму за убийство из мести. Отчасти... праведное убийство.
Вероятно, христианская мораль не приемлит рядом слова "праведный" и "убийство", но я язычник, а оттого, порой, такой поступок мне кажется более геройским, чем бездействие.
Есть мнение, что Гидеон - холоден. Не соглашусь. Из всех, опять же, он принимает все дела куда ближе к сердцу, чем, наверное, стоило. Одни портреты детей на его столе говорят о многом. И его фраза, что когда ему кажется, что он больше не может видеть все эти ужасы - он смотрит на фотографии спасенных им детей, и продолжает бороться.
То, насколько глубоко переживает Гидеон - указывает и первая серия первого сезона. Он принял неверное решение, из за которого погибли люди. И тогда он ушел из ФБР на год, потому что переживал этот факт, винил себя.
К примеру Росси не тронула совершенно смерть его друга-мафиози. Тот предал своих, ради того, чтобы помочь Росси, пошел на сделку и погиб. А Росси "отряхнулся и пошел дальше". Как всегда с успокаивающией мыслью "виноват не я, а тот кто нажал на курок".
Как показывает сериал - Гидеон пережить смерть близкого человека, погибшего от руки охотящегося за ним, Гидеоном, не смог.
Почти все допросы Росси гениальны по-своему. Он выбивает правду, добивается своего. Но для меня эта "гениальность" с каким-то душком. Он слишком петушится, слишком трясет перьями и раздувает шею. Там, где для Гидеона эта работа, рутинная и неприятная работа - для Росси это способ показать себя. И каждая победа для него - это триумф и блеск в глазах. Тогда как Гидеон воспринимает это просто сделанным заданием. (Имеется в виду не спасение детей, а раскол преступника). Даже в неихитрейшей комбинации, придуманной Гидеоном с террористом и намазами, когда он сдвигал время каждой молитвы, чтобы сбить с толку - после того, как они выиграли, в глазах Гидеона скорее усталость была, чем радость победы.
И уж конечно я не могу представить, что Гидеон врем кому-то, что трахал его жену, только для того чтобы разозлить... А Росси - пжалста! Я не верю, что это был единственный способ расколоть преступника. Нет. Но это был единственный способ отомстить человеку, который имел смелость жениться на женщине, в которую Росси был влюблен с детства. По мне - низость то какая! Сказать больному раком, умирающему человеку, что трахал его жену, которая УЖЕ умерла и которою он боготворил! Большего "фу", я представить не могу....
А фраза Росси "Я вас не брошу, как Гидеон" - так совсем какая-то неетичная.
Росси неплохой психолог, а значит понимал, насколько близко Гидеон воспринимал работу и каждое дело. И как ему было тяжело.
Я, кстати, вообще подозреваю, что работа в этом отделе была для Гидеона невыносима. Но он оставался там потому, что мог спасать. Но потом наступил момент, когда он понял, что больше не сможет никого спасти потому, что его самого пора спасать... А окончательно он пришел к этой мысли, когда умерла девочка в коллежде.
В отличии от Сары Джейн - ее можно было спасти. Ее нужно было спасти. А у Гидеона просто не было сил... У него кончились силы воевать... И сбежал он потому, что объясняться у него сил тоже не было. И где-то в глубине души он корил себя за слабость. Но есть и инстинкт самосохранения, против которого не попрешь...
"Я не брошу вас, как Гидеон" - фу. Ему бы пояснить почему Джейсон так поступил, а не укрепять в команде идею, что Джейсон из просто бросил.

как-то так... потом, наверное, еще допишу...

UPD: несмотря на жестокость, добавлю: я считаю, что Рид НЕ ДОЛЖЕН был спасать мальчика, которого травили в школе и который убил однокласников, отца и отца своей девушки. Рид поступил с ним ЖЕСТОКО и ЭГОИСТИЧНО.
Да, он спаси жизнь 18-ти летнего мальчика. А теперь представьте, ЧТО ждет его, тоненького, хорошенького юношу в тюрьме.
Представляете, что там делают с отцеубийцами?
По вашему мало ему было унижейний и травли в школе и от отца?
Как это просто - "спасти" и забыть.
В отличии от них всех Гидеон понимал, что между "спасти жизнь" и "оставить вживых" - огромная разница.


UPD: что может "уничтожить" Гидеона? Уничтожение спасенных им детей. Заставить его вновь испытать чувство вины... Отнять у него то единственное светлое, что держало его на плову и холодном и темном океане ужаса его работы.
Я просто НЕ представляю, как можно назвать его бездушным, и не воспринимающим все близко к сердцу... Просто НЕ понимаю...
И думать, что Росс - не все равно. Росси, который был неэтичен настолько, что оплатил без спросу матери похороны умершей отчасти из за него девушки...

Комментарии
26.11.2009 в 12:22

Сама доброта, справедливость и толерантность
Думаю, отчасти (или не отчасти), Росси стремился "опустить" Гидеона в глазах команды, говоря "я вас не брошу, как он", чтобы доказать таким образом, что он лучше того, чье место занял. Потому что ему действительно нужно было доказывать, что он чего-то стоит, что он хороший психолог-криминалист не только в теории, но и на практике. Надо ли говорить, что за подобным поведением стоит комплекс неполноценности? Со всеми вытекающими последствиями.
26.11.2009 в 12:55

Isidora Stramm Надо ли говорить, что за подобным поведением стоит комплекс неполноценности? Со всеми вытекающими последствиями.
Причем методы искоренения этого комплекса - Какие то показушные... Мотя права...Там где Гидеон работает , Росси - доказывает. и доказывает напоказ.
Mathilda Vandermar
Спасибо за пост. Люблю твои размышления на тему героев. ты структурируешь хаос который вечно царит у меня в голове и который я вряд ли бы так вот разложу по полкам. когда бы то ни было...
26.11.2009 в 13:28

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Isidora Stramm Evil*s Doll
На самом деле, было бы наинтереснейше посмотреть серию, где Гидеон и Мопсек работают вместе.
Мне прямо видится спокойный, несколько отстраненный Джейсон. И подпрыгивающий вокруг, суетящийся Девид, старающий всем доказать, насколько он лучше Гидеона.
Бррр!


Evil*s Doll
Не за что. Мне самой было интересно все структурировать :]]]
26.11.2009 в 13:34

Сама доброта, справедливость и толерантность
И думать, что Росс - не все равно. Росси, который был неэтичен настолько, что оплатил без спросу матери похороны умершей отчасти из за него девушки...
Если подумать... каждый искупает грехи тем образом, который ближе и понятнее ему самому. Делает то, что утешило бы его самого. Или то, что правильно в данном случае - пусть это "правильно" и дет в разрез с его собственными желаниями. Я не помню, честно говоря, извинился ли Росси перед матерью той девушки. Но, подозреваю, что говорить с ней ему не очень-тохотелось, поэтому он и сделал то, что было проще всего: оплатил ее похороны. Он не пошел к ней, не сказал, что ее смерть - его вина, что он известный человек, к нему часто подходят поклонницы, он устал от них и не обратил именно на эту девушку внимания, не придал значения ее словам. Был вечер, ему хотелось домой... он сказал ничего не значащие, ободряющие слова, которые привели к ее смерти. Её смерть - не его вина, конечно же. Она бы, скорее всего, все равно пошла на место преступления, если бы он отнесся к ней всерьез. Правда, если бы разговор продлился дольше, могла бы разминуться с преступником и остаться в живых. Но и это совершенно не факт...
Конечно, ее мать это ничуть бы не утешило и она так же винила бы Росси в увлечении своей дочери и ее смерти, хотя, фактически, вины Росси тут нет. Ему было бы неприятно, но, если уж так не хотелось разговаривать с матерью, лучше бы не делал ничего. Мог просто прийти на похороны или послать цветы. Мог сделать посвящение этой девушке в одной из своих книг. Было бы лучше, чем оплачивать расходы... Кстати, учитывая, что деньги для него - не проблема, получается, что подобное искупление ему ничего не стоило. А значит и никакой цены оно не имело.
26.11.2009 в 13:38

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Isidora Stramm ППКС
26.11.2009 в 13:46

Сама доброта, справедливость и толерантность
Мне прямо видится спокойный, несколько отстраненный Джейсон. И подпрыгивающий вокруг, суетящийся Девид, старающий всем доказать, насколько он лучше Гидеона
Росси хорошо относится к своей команде, он внимателен, временами, заботлив, но не стоит забывать, что они ему не соперники. Все моложе, никто не является известной личностью. Ко всем ним можно относиться несколько по-отечески, даже к Хотчу. Гидеон - другое дело. Гидеон - знаменитость. Сколько раз нам показывают, что Гидеона знают все? А было ли такое с Росси?.. Его знают, конечно, но, мне кажется, в более узких кругах. Хотя могу и ошибаться, я точно не помню. В любом случае Гидеон-то ему как раз соперник. Вот он и пытается его подпнуть.
upd. Да, посмотреть, как они работают вместе, было бы и правда интересно :)
26.11.2009 в 13:52

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Isidora Stramm
В одном я бы не согласилась: Гидеона ВСЕ знают в узких кругах. Тоесть он известный профессионал, который читает лекции для профессионалов :] Его книги (скорее всего) написаны в духе учебного пособия, серьзная, обучающая литература.
А вот Дэвида как раз таки знают ВСЕ в широких кругах. Его книги легко читаются. Материал подан увлекательно и биллитристически даже. Потому его знают как писаку, а не как серьезного профессионала.
В отличии от Гидеона, который на моей памяти написал вроде две книги, у Росси упоминается ажно пять (а возможно их больше).

В остальном ты права, именно по этой причине Росси и будет стараться подпнуть Гидеона. Потому что тот профессионал и все это знают. Ему не нужно утверждаться на своем месте за счет кого-то. Он гений профайлерства, некий эталон. Ведь если подумать, то Росси, пиша свои книги, должен был использовать реальные дела, которые были раскрыты ФБР, с протоколами допросов и выводами. С объяснением почему и как нашли этого приступника.
А теперь, дети, внимание вопрос: КТО тот человек, который раскрывал дела, которые мусолил в своих книгах не практикующий психолог Дэвид?
А! О! В етом-то все и дело! (с)
26.11.2009 в 13:59

Сама доброта, справедливость и толерантность
Mathilda Vandermar, я имела в виду, что Гидеон был известен и уважаем именно среди тех, кто работал в полиции и фбр. Да, это узкий круг, но, фактически, всякий раз, когда они приезжали куда-то, его встречали уважительным: "Агент Гидеон!" Фактически, у него там был свой фанклуб :)
Насчет того, кто раскрывал преступления... ммм... я, пожалуй, не соглашусь, хотя доказательств у нас никаких, может быть и так, и этак.
Росси, мне кажется, слишком самолюбив, он бы использовал только те дела, что раскрыл сам. Думаю, к моменту создания отдела поведенческого анализа у него накопилось достаточно опыта, на который он мог опираться. Другой вопрос, что нового опыта, в отличие от Гидеона, у него не было. Не зря же ему говорили, когда он только пришел в отдел, что его методы устарели, сейчас работают по-другому и тд. Он даже в коменде-то работать не мог и не хотел...
Но завидовать Гидеону мог все равно :)
26.11.2009 в 14:02

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Isidora Stramm
Короче, "круг" мы подразумевали один, просто назвали по-размному :]]]]

Знаешь, наверное да, ты права, основная конва книги была основана на делах, которые раскрыл Мопсег, но ему же все равно приходилось использовать доп. материалы, чтобы проводить параллели. Мне кажется ему бы не хватило только своего материала, хотя, наверняка бы хотелось :]]]]
26.11.2009 в 14:06

Сама доброта, справедливость и толерантность
Mathilda Vandermar, скоосновная конва книги была основана на делах, которые раскрыл Мопсег, но ему же все равно приходилось использовать доп. материалы, чтобы проводить параллели. Мне кажется ему бы не хватило только своего материала, хотя, наверняка бы хотелось :]]]]
Скорее всего и ты права :)) Как минимум, ему нужно было показать, как работают профайлы... как минимум, ему наверняка приходилосьотвечать на вопросы о знаменитых делах, которые открывали без него... хвалить тех, кто это сделал, думать о том, что он бы тоже мог, если бы не ушел... бедный мопсик :)))
26.11.2009 в 14:08

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Isidora Stramm
ну и конечно, репутация, скорее писателя, чем работника ФБР тоже угнетала...
26.11.2009 в 14:38

Сама доброта, справедливость и толерантность
Mathilda Vandermar, а ведь он, он, он основал этот отдел! :)))