11:59

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Сегодня я подумала... Обычно, когда пишут книги про то, как наш соотечественник попадает в прошлое, он насаждает свою мораль и гуманистические ценности, присущие нашей эпохе там, где он оказывается.
Благодаря благородству, неприятию рабства и прочее "правильное" бла-бла-бла он превращает жестокое, первобытное общество вокруг себя в просвещенное и развитое (more or less). И именно эти качества, верность себе, гуманизму и равноправию, помогают ему завести друзей, победить плохишей, вернуться домой или царственно остаться в прошлом, продолжая и дальше насаждать просвящение направо и налево.
Все какБэ ясно... но вот ведь в чем дело...
Человек в ядре своем, первобытное, жестокое существо. А гуманизм, ценности и равноправие - наносное. Скорлупность всех этих качеств демонстрируют фильмы, книги и реальные события. Попадая на необитаемый остров группа людей начинает вести себя иначе. Просыпаются те самые жестокие качества, которые помогают выжить человеку, столкнувшемуся с безразличным естественным отбором, установленным природой. Конечно же, и в таких книгах будут те, кто в особо страшные и кровавые моменты выкрикнет "Что вы делаете?!?! Мы же американцы/цивилизованные люди/не животные!" И тот, кто будет стараться сохранить в этом замкнутом, оторванном от мира обществе правила и порядки современного мира.
Значит ли это, что есть злые люди, быстро скидывающие шелуху цивилизованности и добрые, которые не могут соответствовать тому времени, в которое попали или обществу, в котором оказались?
Или же дело в том, насколько глубоко в тебя вбиты правила и нормы? Это как в книге "Воспламеняющая Взглядом" Стивена Кинга, где проводили эксперимент: людям давали сильную дозу мочегонного и запирали в комнате контрольную группу. Выйти мог только тот, кто помочится в штаны. Те, кто не может этого сделать - сидели взаперти без туалета.... Некоторых приходилось эвакуировать во избежании разрыва мочевого пузыря... Люди просто НЕ могли нарушить вбитую с детства норму "НЕ писай в штаны! Нельзя писать в штаны!" - они были готовы на мучения, лишь бы не...
Теперь, возвращаясь к людям "попавшим в прошлое"... Разве не логичнее и правильнее принять мораль того времени и того общества? Нет, я не говорю сейчас о низости, предательстве, трусости и подлости - в то время честность и смелость ценились-то куда пуще сегодняшнего дня (хе-хе-хе), я говорю о жестокости, которая таковой воспринимается только сейчас, а тогда была нормой поведения. Зачем "отпускать" врага, который опять вернется тебя убить? Зачем малодушничать в решениях и пытаться не пустить в расход (нидайбожемой!!!!!) жизнь раба, во спасения целого города и королевской семьи, к примеру...
Все это в то время было бы трусостью и малодушием... Так вот на самом деле.... какой бы процент, попавших туда принял бы нормы прошлого? Потому что остаться там цивилизованным человеком, значило бы... умереть от разрыва мочевого пузыря....

@темы: я знаю все, о психологии Эрика Картмана, Never compromise. Not even in the face of Armageddon (c)Rorschach, That's the thing about the truth; it stings like a bitch(c) Sylar, дрюкнуло философилией

Комментарии
20.11.2009 в 12:09

Сама доброта, справедливость и толерантность
Никогда об этом не задумывалась над этой проблемой, но, учитывая, что гуманизм свойственнен развитому обществу... что-то меня терзает смутное сомнение, что для первобытного общества это примерно тоже самое, что для нас с тобой, скажем, квантовая физика. Представь Шелдона, который вдруг появляется в нашей жизни и пытается нас ей научить, уверяя, что нам это непременно надо :)
В общем, скорее всего, просветителя и гуманиста попросту сочли бы умалишенным и ничего насадить ему бы там не удалось.
20.11.2009 в 13:36

:: you will never be alone ::
мне на ум например приходят только обратные примеры из литературы. Когда попавшие в стрёмые условия люди стремительно зверели. Или портились головой так, что лучше бы умерли маленькими.
Повелитель мух, Трудно быть богом, Пикник на обочине...
Кстати, Пикник - это вообще сага одвойственности гуманизма. В самом конце, когда Рэдрик Шухард жертвует молодым, перспективным красивым парнем, который первый раз в жизни пошел в Зону, чтобы потом добраться до Шара и загадать желание. "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!". Мне всегда хотелось перефразировать "И чтобы ни одна сука не ушла обиженной..." Звучит как приговор человечеству, если что.
В общем .. не все верят в то, что просвещение и гуманизм победят. И в настоящем.
Про прошлое я вообще молчу.
Соглашусь с Айседорой - в прошлом нашего насаждающего гуманизм современика скорее всего сочли бы блаженным и в лучшем случае он бы кормился подаянием.
20.11.2009 в 14:11

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Каи. мать, кто ж там зверел в Пикнеке на Обочине?
Кстати там как раз, он в конце загадал не излечение Мартышки, а именно ето гребанное счастье для всех :)))
С другой стороны... значит и для себя и для Мартышки тоже.

Повелитель мух - ето пример про остров.
20.11.2009 в 16:09

:: you will never be alone ::
Мы с тобой пикник восприняли как-то по разному наверное
потому что у меня это "счастье" воспринялось именно как месть всему человечеству, от сошедшего с ума сталкера. Там был какой-то такой мотив на тему того что счастье это чуть ли не смерть... короче надо перечитать но ощущения от кнги у меня остались вышеописаные.
20.11.2009 в 16:19

I am going to count to three and I'm going to move the coin. One.
Каи. да? а у меня совершенно нормальные...
20.11.2009 в 16:56

:: you will never be alone ::
О_о надо перечитать. однозначно.